битый пиксель Ремонт стиральных машин

Ремонт стиралок - чиним сами

сборник статей по ремонту стиральных машин

 

Добро пожаловать

Несмотря на изобилие вариантов ремонта стиральной машины: в авторизированных сервис центрах, в мастерских служб бытового обслуживания или вызвать мастера для ремонта на месте, всегда и у каждого, при наличии времени, есть желание сэкономить. Причем экономия может составить от 500 до 3000 тысяч рублей!

Но часто не хватает навыков и знаний. Устранить недостаток знаний и показать необходимые в ремонте стиральных машин навыки  - основная цель этого сайта.

 

 

 

ЭЛЕМЕНТЫ ПРИВОДА БАРАБАНОВ В БЫТОВЫХ СМА

Для осуществления процессов стирки или сушки необходимо, чтобы барабан с бельем ре-версивно вращайся. Вращение барабанов в СМА производится двумя способами: первый — вращение от шкива ведущего мотора передается на шкив барабана посредством ременной передачи, как на рис. 12.1. Этот способ в настоящее время наиболее распространен. В качестве ведущих (именно тех, от которых передается вращающий момент) моторов применяются однофазные синхронные и коллекторные моторы различных типов. Основное различие всех этих моторов заключается в конфигурации крепежных кронштейнов. Распространенные типы моторов представлены на рис. 12.2.


Рассмотрим, из каких частей состоит асинхронный мотор, показанный на рис. 12.3. Он состоит из двух крышек — передней и задней. Они отлиты из силумина и в каждой отфрезерованы посадочные места для подшипников. Подшипники — передний и задний, напрессованы на ось ротора. Также и дополнительная крыльчатка — вентилятор, служащая для охлаждения обмоток. Как правило, асинхронные моторы содержат несколько групп обмоток, каждая из которых имеет


свое назначение. Например, на рис. 12.4 приведен фрагмент электросхемы СМА с асинхронным мотором. Условно показаны две подгруппы обмоток. Одна из них — ML, работает в режимах



Рис 12.1. Ременная передача



Рис. 12.2. Типы ведущих моторов



Рис. 1Z3. Устройство асинхронного мотора



Рис. 12.4. Пример обозначения асинхронного мотора на электросхсме


стирки и полоскания. Другая группа обмоток — МС, используется только в режимах отжима. Фа-зосдвигающий конденсатор подключается к обмоткам контактами программатора, чем обеспечивается реверсивность вращения. В некоторых моторах СМА применяются также асинхронные моторы с дополнительными обмотками и даже с тахогенератором, например, как на рис. 12.5. В режимах стирки обмотки коммутируются как обычно: контактами программатора, а при отжиме подключается дополнительная обмотка и электронный модуль. Такой способ позволяет добиться хорошей раскладки белья перед отжимом: барабан с бельем начинает вращаться на самых малых оборотах, затем скорость вращения постепенно увеличивается. В результате более легкое белье прилипает к внутренней поверхности барабана, а Более тяжелое — падает вниз, на дно. Постепенно, с увеличением оборотов, прилипают и удерживаются центробежными силами и тяжелые предметы белья. Таким обра—



Рис. 12.5. Асинхронный мотор с тахогенератором


зом осуществляется балансировка барабана с бельем.


Чтобы обеспечить приемлемую раскладку белья в СМА с обычными асинхронными моторами (а заодно и увеличить скорость вращения барабана при отжиме) применяют различные шкивы вариаторного типа. Один из них показан на рис. 12.6. А на рис. 12.7 шкив представлен в разобранном виде. Внутри находятся три небольших цилиндрических груза. Для них в подвижной части шкива отштампованы специальные пазы. При наборе скорости вращения грузы под действием центробежных сил разъезжаются в стороны от центра и перемещают подвижную часть шкива. При этом приводной ремень плавно выходит на больший диаметр шкива, и скорость вращения шкива барабана также увеличивается. На рис. 12.8 показано действие шкива в работе. Передаточный (приводной) ремень в данном случае — клиновидный или клиновый. Он сделан из резины с тканевой основой — кордом и показан на рис. 12.8, е, г. На этом же рисунке показано правильное положение ремня на шкиве, и стано—



Рис. 12.6. Мотор со шкивом-вариатором



Рис. 12.7. Устройство шкиеа-еариатора



Рис. 1Z8. Клиновые ремни


вится понятным, что у клинового ремня работают лишь две боковые кромки.


В тех моделях СМА, в которых установлены


коллекторные моторы, для привода применяются специальные поликлиновые ремни, обеспечивающие лучшее сцепление со шкивом мотора. Шкив мотора имеет канавки, соответствующие профилю ремня. Типов попиклиновых ремней всего два: они показаны на рис. 12.9. Они также изготовлены из резины с тканевой основой — кордом. Основное различие их только в профилях рабочих клиньев. Также выпускаются поликлиновые ремни из нейлона или неопрена — они обладают большей эластичностью и имеют характерный желтоватый цвет.


На рис. 12.10 показано несколько поликлиновых ремней. На всех имеется маркировка, обозначающая длину ремня и профиль клиньев: Н


или J. Дополнительно имеется цифра, указывающая число клиньев в ремне. Эластичные ремни имеют в маркировке буквы Е или EL Например, EL1202J5. Это эластичный ремень с длиной окружности 1202 мм, профилем J и с пятью клиньями. Распространенные типы поликлиновых и клиновых ремней, применяющихся в СМА известных марок, приведены в табл. 12.1 и 12.2 (в прил ожени и).


Рассмотрим вкратце устройство коллекторного мотора. На рис. 12.11 показана его блок-схема. Он также состоит из двух крышек и корпуса со статерными обмотками, но его ротор (якорь) имеет собственные обмотки. Выводы этих обмоток выведены на изолированный цилиндр с медными ламелями (полосками) — коллектор. Напряжение питания подводится к коллектору ротора через контактные щетки, которые сделаны из


Таблица 12.1

Тип ремня

Марки СМА

Тип ремня

Марки СМА

813 PJ3


1397PJ3

Philips



1397PJ4

Brandt, Erres, Ignis, Philips, Ruton j

1080 PJ 5

AEG

1397PJ5

f

1092 PJ 2

Blomberg, Siemens

1428PJ3

j|

1092 PJ 4

Neckermann, Philips, Thomson

1428PJ4

Ignis, Philips |

1092 PJ 5






1475PJ6


1105PJ4

Bosch, Constructa, Neckermann, Siemens, Thomson



1105PJ5


1549 PJ3




1549 PJ 4


1110PJ4




1110PJ5

AEG

1600 PJ3

Bosch, Constructa, Creda, Lepper, Siemens



1600 PJ 4


1123PJ4

AEG, Ignis, Neckermann, Philips, Thomson

1600 PJ 5

Ignis, Philips

1126PJ4


1651 PJ3


1126PJ5


1651 PJ4

AEG, BBC, Blomberg, Quelle. Zanussi, Zoppas

1168PJ3


1651 PJ5

Hotpoint

1168PJ4

Hoover, Quelle, Zanussi, Zoppas

1663 PJ 4

Bosch, Constructa, Siemens

1 1168PJ5

Zanker



1168PJ6


1780 PJ 4

AEG, BBC, Blomberg, Zanussi, Zoppas



1780 PJ 5

AEG

1194 PJ 4




1200 PJ 4

Hoover, Philips

1854 PJ3

Bosch, Candy. Constructa, Lepper, Siemens, Zerowatt



1854 PJ 4

Blomberg, Bosch, Constructa, Siemens, Zerowatt

1200 PJ 5




1200 PJ 6

Hoover, Lepper, Quelle, Zanker, Zanussi

1895 PJ3

Bosch, Constructa, Siemens, Zerowatt

1200 PJ 6

(= Synthetic type)

1895PJ4

Bauknecht, Cordes, Miele



1895PJ5

Blomberg, Cordes

1222PJ5

Atlas, Bectrolux



1222PJ6


1910 PJ3

Philips



1910 PJ 5

BauKhecht, Philips, Ruton, Zanker t

1233 PJ 5






1915 PJ3


1244 PJ 4




1244 PJ 5

Ariston, Ignis, Philips, Sangiorgio

1930PJ3

Constructa, Creda, Lepper, Philips, Radiation



1930 PJ 4

Philips, Quelle, Zanussi

1254 PJ 5

Bauknecht

1930 PJ 6


1270PJ4

Neckermann, Thomson, Zanussi

1956PJ3

Bosch, Constructa, Siemens,

1270PJ5

AEG, Ignis, Philips, Rondo,

1956 PJ 4

Zanussi AEG. Bauknecht, BBC, Blomberg. Miele. Quelle. Respekta, Zanker, Zanussi

1270PJ6

Zanker Bauknecht, Garant, Philips


|

1285 PJ 5


1956 PJ 5

AEG, BBC, Blomberg. Bectrolux, Zanker

1285 PJ 6

(= Synthetic type)

1956 PJ 6

AEG, Bosch, Constructa, Siemens, Zanker



1956 PJ 7


1301 PJ4

Bosch, Constructa, Interfunk, Siemens


i

1301 PJ5

Siemens

1972 PJ 5

Bauknecht

1301 PJ6 :

Bosch, Cbnstrucat, Siemens

1981 PJ3

Constructa, Creda, Radiation

1309 PJ 6

BBP, Blomberg, Siemens

1981 PJ4




1981 PJ7


1316 PJ 5





1992 PJ3

Miele

1321 PJ4

Brandt, Ignis, Neckermann, Philips, Thomson

1992PJ4

Miele, Philco

Тип ремня

Марки СМА

Тип ремня

Марки СМА

1321 PJ 5

Algor, Ignis, Indesit, Ire, Philips

1992PJ7

Bosch, Constructa, Siemens

1321 PJ 6

BBC, Blomberg, Bosch, Constructa, Lepper, Siemens



1321 PJ7


2083 PJ 4

Bosch, Constructa, Siemens

1333PJ4

Miele

2083 PJ 5


1333PJ6

Upper, Miele. VOIund

2100 PJ 5

AEG

1350 PJ 6

Blomberg

2155 PJ 4

Bosch, Constructa, .Siemens

1371 PJ4


2210 PJ3


1371 PJ5






2210 PJ 4

AEG, BBC, Philips, Zanussi, Zoppas



2210 PJ 5


1200 РН 9


1956 PH 7




1956 PH 8


1309 РН 6






1965 PH 9


1316РН7






1970 PH 4


1321 РН7






1972PH7

Zanussi

1600 РН 5






1975PH5

Zanussi

1830 РН 7


1975PH7

Sangiorgio

1854 РН 8

Zerowatt

1980PH7

Blomberg, Electrolux, Quelle, Zanker, Zanussi

1885РН5

UNIVERSAL

1980PH8


1885 РН 6

UNIVERSAL

1980PH9

Brandt, Ocean, Thomson

1885РН8

Philce-

1985PH5

Ariston, Merloni, Zanussi

1890 РН 5


1985PH7

Ocean

1890РН8


1985PH8




1985PH9


1895РН7




1895РН9


1992 PH 6

AEG, Bauknecht, Philips



1992 PH 7

AEG, Bauknecht, Bosch, Siemens

1915 РН 6




1915РН7




1915РН8




1930РНЗ




1930РН4




1930 РН 5

Ariston



1930РН6




1930РН7

AEG



1938РН7

AEG, Zanussi



1938 РН 8

Mea



1945 РН 8






Оригинальные коды

Тип ремня

00126302

CANDY

92130859


0792983618

CANDY

92606862–92983618

3L440TEM

0792130889

CANDY

92130889–92607753

3L454 ТЕМ

00126127

CANDY


3L474TEM

0792983600

CANDY

92983600

3L481 ТЕМ

00126125

CANDY

92607332–92983626

3U1153 ТЕМ

0792983626

CANDY

92607332–92983626

3LX1153

001261120

CANDY

9260718–92130871

3LX1186

00126121

CANDY

9260680

3LX1208

00126122

ZEROWATT

90462441

3LX1286


Рос. J2.S. Поликлиноеый ремень и его профили



Рис. 12.10. Пример маркировки поликлиновых ремней


состава с графитом в виде брусочков. Назовем эти брусочки рабочим материалом щетки. Они заключены в металлическую гильзу, которая, в свою очередь, вставлена в пластиковый корпус — держатель. Внешний вид некоторых моделей щеток представлен на рис. 12.12. В процессе работы мотора рабочий материал щетки понемногу сгорает (это причина характерного запаха работающей СМА) и щетка стачивается (стирается). Когда ресурс щеток израсходован, мотор, как правило, перестает вращаться. Рабочий материал щетки прижимается к коллектору за счет пружины, которая установлена в гильзе. При износе щеток их прижим к коллектору ослабевает. Обнаружить износ щеток можно только визуально, если снять корпуса щеткодержателей с мотора. Если «прозванивать» тестером, то омметр может показать контакт, но при включении мотор все равно вращаться не будет. У новой щетки «выпет» рабочей части примерно 20–30 мм (зависит от типа). Если на снятой с мотора щетки «вылет» рабочей части составляет 5–7 мм, то это означает, что ресурс ее израсходован и такие щетки подлежат замене. Меняют, как правило, обе щетки. Не стоит пытаться заставить мотор работать, подогнув каким-либо образом щеткодержатель, т. к. мотор в таком случае окончательно выйдет из строя. Дело в том, что в торец рабочего тела щетки заделан гибкий контактный тросик, как на рис. 12.13, примерно на глубину 5–9 мм. Если этот тросик (он сделан из медного «чулка») начнет касаться ламелей коллектора.



Рис. 12.11. Устройство коллекторного мотора



Рис. 12.12. Щетки для коллекторных моторов


это вызовет повышенное искрение, последующий перегрев коллектора, и последний, а вместе с ним и ротор, окончательно выйдет из строя.


Весьма осмотрительно следует подходить к замене износившихся щеток. На рис. 12.13 показан рабочий материал щеток в разрезе. Это своеобразный «бутерброд» из двух половинок, между которыми находится пористая прослойка, которая предотвращает «засаливание» коллектора. Также при установке новых щеток нужно произвести очистку коллектора и притирку новых щеток. Об этой операции будет рассказано в главе об устранении неисправностей.


Следующая деталь коллекторного мотора — тахогенератор. Он состоит из катушки с обмоткой и полюсными наконечниками — она закреп—



Рис. 12.13. Строение рабочего материала щетки и заделка контактного тросика



Рис. 12.14. а) Катушка тахогенератора открытого типа, 6) Катушки тахогенерапюров закрытого типа


лена неподвижно на задней крышке мотора и многополюсного цилиндрического магнита. Магнит привинчен к торцевой части оси ротора и вращается вместе с ним. Катушки с обмоткой и полюсными наконечниками могут иметь конструкцию открытого типа, как на рис. 12.14, а, и закрытого типа, как на рис. 12.14, б.


Сопротивление обмоток может варьироваться от 24 Ом до 1,8 кОм.


При вращении цилиндрического магнита внутри обмотки с полюсными наконечниками, на выходах последней вырабатываются импульсы напряжения синусоидальной формы. Частота и амплитуда их следования пропорциональна частоте вращения якоря мотора. Далее эти импульсы поступают на электронный модуль и подаются сначала на вход схемы формирователя. Как правило, эти схемы достаточно просты. Один из возможных вариантов приведен на рис. 12.15. Импульсы синусоидального напряжения поступают на вход схемы формирователя: сначала на делитель напряжения, образованный резисторами. Затем сигнал ограничивается по амплитуде с помощью диода и дополнительно ограничивается и усиливается транзистором. Усиленный сигнал (рис. 12.16) далее поступает на вход микроконтроллера (или специализированной микросхемы), В соответствии с заложенной программой микроконтроллер сравнивает длительность поступающих импульсов и подает на симистор, который управляет напряжением питания мотора, соответствующие импульсы управления. Также на основе данных, полученных с тахогенератора, микроконтроллер определяет степень дисбаланса барабана с бельем. Перед началом отжима барабан прокручивается сначала в одну сторону (допустим, белье поднимается наверх), затем в другую сторону (белье падает вниз). Микроконтроллер сравнивает длительности импульсов от этих вращений и в соответствии с программой «принимает» решение: продолжить отжим (вращение), увеличить скорость вращения или пре—



Рис. 12.15. Схема формирователя импульсов



Рис. 12.16. Форма импульсов на выходе формирователя


кратить и начать заново раскладку белья в барабане.


В некоторых моделях с дисбалансом борются путем установки под баком концевых выключателей. При возникновении слишком большой амплитуды колебаний бак специально отштампованными на нем выступами вызывает срабатывание концевых выключателей, и вся схема питания тогда переводится снова в режим раскладки белья.


Отметим еще одно важное обстоятельство. Для защиты моторов (и асинхронных, и коллекторных) в статорные обмотки вмонтирован специальный термопредохранитель. Он сделан из биметаллической пластины и помещен в соответствующий корпус: металлический или стеклянный. На рис. 12.17 показано расположение термопредохранителя в обмотках статора. При перегреве мотора (обмоток) вследствие перегрузки биметаллический контакт размыкается и разрывает цепь питания. После остывания цепь снова восстанавливается. На рис. 12.18 показан мотор, у которого контакты термолредохраните-ля выведены на общий разъем. Мы уже знаем, что изменение направления вращения ротора мотора осуществляется контактными группами программатора, но в некоторых моделях электронных модулей для этой цели используют специальные реле, например, как на фрагменте схемы рис. 12.19. На этом рисунке показан и управляющий мотором симистор — «TY» — его иногда называют «триак». Именно этот прибор подает (пропускает) необходимое напряжение питания на ведущий мотор.


Симистор можно вполне представить в виде быстродействующего электронного ключа (рис. 12.10), который открывается поступающими на его вход G (затвор) импульсами. Эти управляющие импульсы поступают с микроконтроллера, и симистор начинает пропускать напряжение пи—



Рис. 12.17. Расположение термопредохранителей в обмотках статора



Рис. 12.18. Мотор С внешними контактами термопредохранителя


тания на схему мотора. Силовые электроды си-мистора 1 и 2 условно называют анодом и катодом. Принцип действия электронных схем, в которых используется симистор, основан на



Рис. 12.19. Изменение направления вращения ротора


Рис. 12.20. Симистор — электронный ключ



Рис. 12.21. Изменение величины питающего напряжения в зависимости от фазы поступающих импульсов


управления


двухполупериодном фазовом управлении. Симистор в этих схемах является регулирующим элементом, который включен последовательно со схемой ведущего мотора. Приведем еще графики на рис. 12.21. На них показано, как изменяется величина питающего мотор напряжения в зависимости от поступающих на управляющий электрод симистора импульсов с микроконтроллера.


Мы уже много говорили о первом способе привода барабанов и теперь коротко познакомимся со вторым: это прямой привод. В нем нет приводного ремня, поскольку сам барабан с суппортом и полуосью является частью мотора. Надо сказать, идея не нова: еще в 80-е годы в бывшем СССР разрабатывались и выпускались электропроигрыватели со сверхтихоходными двигателями — это и были устройства с прямым


приводом, т. е. диск проигрывателя являлся частью мотора.


Мотор прямого привода в стиральной машине состоит из трех основных частей. Первая — это генератор (коммутатор) питающего напряжения. Можно назвать его и блоком управления. Вторая часть мотора — мультикатушка. Это подгруппы обмоток на сердечниках, расположенные на внешней (задней) стороне бака. Третья часть — это ротор, отштампованный из пластика. По окружности ротора на внутренней стороне впрессованы мощные постоянные магниты.


Все эти основные части мотора прямого привода показаны на рис. 12.22, а, б, с. При работе подгруппы обмоток переключаются электронным коммутатором. Чем выше частота переключения, тем выше частота вращения ротора, а вместе с




Рис. 12.22. Устройство мотора прямого привода


ним — и барабана. Таким образом, ясно, что 0Т-пичие мотора прямого привода в том, что он управляется не напряжением, как остальные моторы, а частотой, с которой переключаются подгруппы обмоток мультикатушки. Ну а соответственно, в таком моторе отсутствует основной источник шума — звено «коллектор-щетки».


В заключение раздела расскажем, как правильно установить поликлиновый ремень. На рис. 12.23 показано, как проверить натяжение


ремня. При правильном натяжении он без усилий поворачивается на 180 градусов. При попытке дальнейшего поворота усилие резко возрастает.



Рис. 12.23. Проверка правильности натяжения поликлинового ремня


Оглавление Назад Вперед

 

 

 

 

remont-stiralok@yandex.ru

Хостинг от uCoz